masterspammer (masterspammer) wrote,
masterspammer
masterspammer

Category:

Рупорные страдания

Теперь, спустя уже полгода, напишу про рупора и то, как я их выбирал. Фото - главным образом Юрия Лиховола (и по ссылке открываются соответствующие галереи), на большинстве из них изделия Бориса Борисовича.
img8
Только вот эта картинка для отвлечения внимания моя, дальше чужие и маленькие (а то текст не влезет), да удаленькие кликабельные.
С начала вообще-то были не рупора, а мысли о том, чего бы такого сделать на НЧ. Варианты были (кроме обычных ящиков) - щит (по типу legacy whisper), H-frame, рупор, TL, орта и ещё много чего.

Система Барбариса - 06.03.2014г. Без названия #10Почему-то H-frame Система Барбариса - ноябрь 2013г. Без названия #1(тот его вариант, который делал Борис Борисович) отпал довольно быстро.

Недавно, перечитывая соответствующую тему, вспомнил, почему - его габариты 70см. на почти полтора метра - и это горизонтально, причём вплотную к стене его поставить нельзя (и как не переделывай, нужно свободное место где-то рядом)!

Вот справа рядом с рупорами выглядит сравнимого размера. Не у всех квартиры подобного размера, не у всех.


Система Барбариса - 25.04.2013 Без названия #2У щита примерно та же проблема.

И он тоже не маленький ну ни разу вообще. Много читал про Legacy Whisper и примерно такие "щиты" и имел в виду - бОльшие даже не рассматривались, да и эти весьма велики. Также про динамики непонятно - купить кучку "Альф", а если не получится?

Cистема Бориса Борисовича (Barbaris) c ШП динамиком - 29.10.2009г. IMG_3722Орта - показалась мне тёмным предметом, прочитав про неё тему до половины, я так и не нашёл методики рассчёта, ну а дальше - нет ножек - нет мультиков (позже на последних страницах обнаружилась годная теория сведения орты к четвертьволновому резонатору). TL - по гробообразности и резонансности как-то меня опечалил. В общем обычная "женитьба по интернету". Трубу Войта как-то даже не рассматривал (насмотревшись на грЕБЁНки).

Рупора тоже не все одинаковы.Рупорные акустические системы Рупорные акустические системы #152 С одной стороны, при примерно одинаковых (для заданной нижней границы) объёмах, соотношения сторон возможны различные. Угловые варианты я не рассматривал по причине отсутствия приемлемых углов как таковых. В итоге решил тянуться "вверх", сделал ящичек не шире 70см. Метровая глубина тоже меня не прельщала. Хитрый прямой, почти не загнутый FH(чё-то-там) Normannа (фото не нашёл, но похоже на то, что справа) я сомневался что осилю с одной стороны, а с другой - был совершенно не готов видеть __это__ чудо рядом и собирать с него пыль.
Система Сергея Normann (Rullit audio) - 13.09.2008г. IMG_7379Тыловой рупор для меня означал во-первых, большую сложность сведения (перед одного динамика свести с его же задом), а во вторых - меньшую эффективность/отдачу - выше уровня прямого излучения НЧ поднимать нельзя - при этом размеры остаются теми же самыми (для той же нижней границы), что и для фронтального, а у того отдача сильно выше.

Я вообще тогда не представлял, как "сводить" перед и зад, теперь - примерно представляю, но тоже опасаюсь - если что не так - биампингом не отмашешься - выводов всего два.

University Classic (и Dean, кстати, но он угловой) и FH(чё-то-там) Normannа играют достаточно (герц до 400) высоко, что вроде как хорошо, но первый требует очень специфичного динамика, а про второй я уже писал, так что выше 250 Гц я и не расчитывал получить от рупора. Про "выше 250" знал, что оно не очень-то легко, но во-первых, "ниже 250" ещё труднее, больше, габаритнее, и сначала сделать ещё надо.

Где-то тут я купил четыре кинаповских колонки 30А68 и рассматривал онкен на двух динамиках 2А9 (больше площадь излучения), не исключая, впрочем и рупор (чему параметры динамиков очень способствовали). Сами по себе такие динамики - не вершина, так что я хотел оставить себе возможность отступления; соответственно, ящикам стоп, онкен на паузу (ибо допускает настройку), про него и рупора слышал счастливые истории замены динамиков на лучший с получением, что характерно, лучшего результата.

Из НЧ-рупоров мне приглянулся BigBarbarisHorn - фронтальный, не угловой, катеноидный, вертикальный. Место займёт мало, до СЧ/ВЧ дети не достанут. Как минимум два человека повторяли и остались довольны.
Cистема Бориса Борисовича (Barbaris) с рупорной АС - 04.12.2008г. IMG_8933 Cистема Бориса Борисовича (Barbaris) с рупорной АС - 04.12.2008г. IMG_8997 Система Лиховола Юрия №1 (Москва). Barbaris Big Horn Система Лиховола Юрия №1 (Москва). Barbaris Big Horn.
Во-первых, это Юрий Лиховол, фотографиями которого данная запись главным образом иллюстрирована. Похоже, что он первым клонировал данный рупор.
Система Лиховола Юрия №1 (Москва). Система Лиховола Юрия №1 (Москва). #108 Система Лиховола Юрия №1 (Москва). IMG_9703 Система Лиховола Юрия №1 (Москва). IMG_9712
Пользователь форума audioportal Aurora сделал чуть изменённую сглаженную версию.

Вот что он пишет:
У меня получился HugeHorn потому что увеличил ширину (в моём случае высоту). Вертикальная установка в моём случае неудобна, а форму выдержал для более комфортного углового расположения.
Делал сам. В гараже. Долго, потому что я совсем не столяр. Дины сейчас стоят University C15W. Окончательный вывод сделаю когда поставлю 416-е Алтеки.
Cистема Бориса Борисовича (Barbaris) с "вариативным" ONKEN AC - 10.04.2008г. IMG_4787Выбор онкен/рупор я делал уже много позже.Система Barbaris - 12.02.2011 IMG_7241_resize Даже часть материала уже купил, а всё думал. Онкен (а я хотел сделать его настраиваемым - см. выше замечания про динамики) можно было по-разному сделать - слева "баян", с выдвигаемым ящиком, справа - просто с регулируемыми каналами.

В итоге у меня вырисовывался вариант достаточно высокий вариант (два динамика друг над другом), зауженный сзади, чтоб с тоннелями иметь  сверху форму шестиугольника и скошенным верхом - в общем без параллельных стенок вообще. Такой он
получался тоже сложным в изготовлении и занимающим примерно ту же площадь на полу, так что я выбрал рупор, придумав, как делать BigBarbarisHorn по частям (что несколько проще в домашних условиях).

В дальнейшем - просто делал. Было боязно, что не получится (и оттого я делал сначала один, а потом уже второй - два параллельно было бы проще почти в два раза), но не бросать же по дороге. Сделал конечно же.

Направление развития - "ставеньки" (см. справа) - когда-нибудь и может быть. Cистема Barbaris - 06.03.2013г. Cистема Barbaris - 06.03.2013г. #1

Первый рупор понравился, второй уже куда быстрее получился. И вот они стоят, нч играют, выше - 1А20 временно пристроены.

Про проблему в диапазоне 250-500 герц я был наслышан. Редкий рупорный драйвер играет хотя бы с 300 Гц. Мало того, что редкий, он ещё дорогой и очень тяжёлый (привет, почта и таможня!). Так что вариант с драйвером __как минимум__ откладывается - нужен рупор под динамик и я его буду делать, подразумевая, что __возможно__, у него будет "хвост" для драйвера. Когда-нибудь.

Да, почему именно рупор на СЧ? Да потому, что 105-108дБ хрен какой динамик даст, а если и даст, то кто мне его даст? Глушить же НЧ резистором - бред, а про трансформатор - я пошутил, честно-честно, не заставляйте меня это делать!

Итак, рупор пусть играет с 200-250 Гц, лучше с 200.Cистема Михаила (Евлампия). IMG_8323 Ширина ограничена НЧ-секцией (62см. + стенки итого 69см.), высота не должна быть сильно здоровой - вроде как для диаграммы направленности так лучше, да и для внешнего вида. Глубина была выбрана примерно такой, чтоб разница длин рупоров была равна длине волны на частоте раздела. Динамик 12" должен был ставиться "как есть", меньше - через соответствующие проставки (чтоб потом не пилить, а добавлять). Критическая частота рупора - 150Гц. Круглый рупор был бы или мал по площади или выступал бы за габариты. Значит прямоугольный.

Из длины, ширины, высоты и частоты получилась достаточно высокая компрессия (маленькая дырка для динамика), к какой я и стремился - надо же НЧ догонять по чувствительности. Можно было бы сделать частоту пониже, тогда, конечно рупор бы был чуть длиннее или с меньшей компрессией, но и раньше бы начал резать высокие. Мне это бы отрезало вариант с широкополосником в нём. Его и так отрезало, но тогда я не знал о том.

Весь СЧ-рупор оказался наклонным по совокупности причин. Во-первых, колонка - высокая, а слушатель - нет, особенно в кресле. Во-вторых - корзина 12" динамика не может быть слишком низко - там магнит басовика. В третьих - чтоб на близкий потолок меньше сифонить да отражения плодить.

В одной плоскости стенки прямые, в другой - гнутые (можно, конечно, сразу в двух гнуть, но я не хочу стахановским способом самоубиться, я и так уже почти). Получилось, что гнутые (на самом деле - ступенчатые) - вертикальные. Половая щель (вертикальная) не получилась, получилась "китайская" - горизонтально.

При разборе вариантов хотел избежать случая, при котором гнутые плоскости сначала сходятся, а потом расходятся, кроме того - параллельных плоскостей и прочего некрасивого. Утоптал. Покрутил чертёж и так и сяк, надо делать. Сделал сразу два - по причинам технологического порядка - было очень много одинаковых деталей (и вообще много деталей). Естественно, они заработали как требовалось (там реально голая математика), но хотелось большего, да и эксперимент есть эксперимент!

Опробовал bauer wigo и 4а-32.Altec Lasing The Voice Of The Theater (VOTT). 3 В диапазоне примерно (пишу по памяти) 200-1500 - полочка, соответственно, с НЧ стыкуется, и четырёхполоска (потому как с 1500 до 20000 у меня нет, да и поблизости тоже) выходит точно. Дальше пошло натягивание совы на глобус. С 4А-32 получается узкий (и не очень глубокий) провал где рупор уже не работает, а рупорок - ещё.

Звучит такая штука, кстати, достаточно приятно, а АЧХ напоминает "голос театра" (см. справа) - ниже рупорной полки - полка собственно динамика, но несколько послабее по отдаче. Хочу укротить провал - заполнением паразитной (возникающей из-за того, горло рупора меньше диффузора) паразитной предруПОРНОй камеры - получается сильно меньше, чем хочется.

4А32 пытается "петь" и выше рабочего диапазона рупора (на что и был расчёт) и ниже, что мешает стыковать с НЧ. Wigo - не лезет вниз вообще (полная добротность в два раза ниже, чем у 4А-32), что облегчает стыковку, а сверху имеет спад (там, где рупор перестаёт работать), тот подъём (обусловленной глубоким диффузором), который был без рупора, мало чего компенсирует - и это вполне (при добавлении пищалки) можно слушать, звучит комфортно, хотя и чуть глуховато! Пресловутая АЧХ в форме смайлика выходит или ближе к монотонно спадающей, если пищалку придавить.

Вытачиваю для wigo заполняющее тело, оно же предрупорная камера, оно же - driverboard из букового массива, ставлю на место, работает точно не хуже :-) а крепится лучше и ставится удобнее, ну и там по мелочи всякое типа прокладки по контуру динамика и удобных прижимов тоже хороши.

Начинаю эксперименты с тем, что получилось. С НЧ стыкуябельно (а у НЧ можно ещё в сторону ВЧ предрупорную камеру подзаполнить), выше уже хуже, хотя и это хуже в стиле "жемчуг мелок" - до полутора килогерц тянуть это значит стыковать на самым слышимом месте, а резать на ну например 700 (привет, JBL Everest, которые колонки, а не наушники) это ЖАЛКО! Ну и ВЧ (хоть от 700, хоть от 1500) надо куда-то ставить, выше (поверх СЧ, в геометрическом смысле) не хочется, так что скорее всего коаксиально, а это значит ковырять дырке в фонировке, что хочется делать в последнюю очередь, всё остальное - испробую раньше.

Отдельный вопрос - стыковка геометрическая. Когда между излучателями расстояния нет (до слушателя, например и от сч и от вч ровно по два метра), то и вопроса нет. Если же у нас полволны (и они на частоте раздела в противофазе включены), то на удвоенной частоте они будут в фазе (расстояние то же, в него короткая волна целиком укладывается), а раз включены электрически наизнанку, то акустически будут в противофазе и там провал. При разнице же в целую длину волны противофаза будет на половине и на полуторах(тут какая-то лингвистическая кака - не могу форму образовать) частоты раздела. Это уже может быть проблемой. Две волны - на 0,75 и на 1,25, три - на 0,83(3) и 1,2 соотвественно и чем болше волн, тем хуже.

При пяти волнах (а на 8 кц это всего 21 см.) плюс-минус 10% частота - уже в противофазе. И хрен каким фильтром это обрежешь! Ставил ВЧ на СЧ-рупор и двигал туда-сюда - волны-горбы АЧХ забавно гоняют туда-сюда (эксперимент делать только в безэховой камере или на открытом пространстве - в комнате заметно не будет!) При третьем порядке их меньше, при первом - больше, но они всё равно есть; можно найти положение, где они не особо страшные, но это то ещё шаманство и результат не особо гарантирован.
При небольшом (одна длина волны) расстоянии провалы даже могут помочь фильтрам. А можно вообще поставит драйвер сверху СЧ без какого-либо сдвига - будет некрасово (потому как центры не будут соответствовать никакому визуальному ориентиру вообще), но согласуется заведомо. И СВЧ (выше 6-8 кГц) сверху!

Система Barbaris - 12.02.2011 IMG_7224_resizeНа тему изготовления "хобота" - дело это в принципе не особо сложное, но возникает вопрос драйвера. Есть надежда на драйвера от рупорных матюгальникво. На всякий случай куплен корабельно-матюгальниковый американский - он якобы от 200 Гц играл в куцем родном оформлении. С самодельным переходником на дудку от 1А20 он до 4 кГц играл, что радует, а вот 200 по минус сколько дБ это вопрос.  Есть Cobreflex, но он свёрнут и сам-то играет очень хорошо если с 400, а в длинной дудке его драйвер сколько даст - вопрос.

Отдельная тема - даже если резонанса у драйвера низкий (а его воздухом нагрузить - он снизится, никуда не денется), то для низких частот ему может не хватить смещения. Большим драйверам - хватает, но они дорогие, редкие и без экспериментов не ясно - как они на 200 Гц работают. Есть вариант включения двух (трёх, четырёх...) маленьких через переходник. Учитывая, что 1А20 доставаемы, а питерские подвижки на них достаточно мягкие, чтоб быть низкочастотными, то вполне себе вариант. Или слушать негромко :-)

Общим для всех вариантов будет кусок "хвоста" до размеров 2 на 2 дюйма (далее - переходники/скруглители и прочее драйверозависимое), то есть 5 на 5 сантиметров с 25*10 см, площадь должна быть уменьшена в 10 раз, это (очень) примерно 40 см, если экспонента, катеноида (а тут она будет к месту - см. "Трембита") - длиннее. Сегодня вечером делаю чертёж, завтра в Леруа-Мерлен за фанерой.
Tags: ЗвуковаяТехника, Планы, РазборПолётов, Самоделки, ХочетсяСтранного
Subscribe

  • От субботы до субботы!

    Шкафчики красиво подвесил - в точности в той конфигурации, как они висели на прошлой их (не нашей!) кухне. Обнаружил небольшой уклон вбок (заметную…

  • (no subject)

    По тихой грусти прошёл тест по шкале депрессии Бека. Получил 11 (легкая депрессия, субдепрессия); потом подумал, что мой ответ про потерю веса…

  • (no subject)

    В общем, загад (вот гад!) не бывает богат. Из запланированного сделал абсолютный минимум. Эпиграфом субботы был анекдот про лягушку, ходившую по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments