Только вот эта картинка для отвлечения внимания моя, дальше чужие и маленькие (а то текст не влезет), да
С начала вообще-то были не рупора, а мысли о том, чего бы такого сделать на НЧ. Варианты были (кроме обычных ящиков) - щит (по типу legacy whisper), H-frame, рупор, TL, орта и ещё много чего.
Недавно, перечитывая соответствующую тему, вспомнил, почему - его габариты 70см. на почти полтора метра - и это горизонтально, причём вплотную к стене его поставить нельзя (и как не переделывай, нужно свободное место где-то рядом)!
Вот справа рядом с рупорами выглядит сравнимого размера. Не у всех квартиры подобного размера, не у всех.
И он тоже не маленький ну ни разу вообще. Много читал про Legacy Whisper и примерно такие "щиты" и имел в виду - бОльшие даже не рассматривались, да и эти весьма велики. Также про динамики непонятно - купить кучку "Альф", а если не получится?
Рупора тоже не все одинаковы.
Я вообще тогда не представлял, как "сводить" перед и зад, теперь - примерно представляю, но тоже опасаюсь - если что не так - биампингом не отмашешься - выводов всего два.
University Classic (и Dean, кстати, но он угловой) и FH(чё-то-там) Normannа играют достаточно (герц до 400) высоко, что вроде как хорошо, но первый требует очень специфичного динамика, а про второй я уже писал, так что выше 250 Гц я и не расчитывал получить от рупора. Про "выше 250" знал, что оно не очень-то легко, но во-первых, "ниже 250" ещё труднее, больше, габаритнее, и сначала сделать ещё надо.
Где-то тут я купил четыре кинаповских колонки 30А68 и рассматривал онкен на двух динамиках 2А9 (больше площадь излучения), не исключая, впрочем и рупор (чему параметры динамиков очень способствовали). Сами по себе такие динамики - не вершина, так что я хотел оставить себе возможность отступления; соответственно, ящикам стоп, онкен на паузу (ибо допускает настройку), про него и рупора слышал счастливые истории замены динамиков на лучший с получением, что характерно, лучшего результата.
Из НЧ-рупоров мне приглянулся BigBarbarisHorn - фронтальный, не угловой, катеноидный, вертикальный. Место займёт мало, до СЧ/ВЧ дети не достанут. Как минимум два человека повторяли и остались довольны.
Во-первых, это Юрий Лиховол, фотографиями которого данная запись главным образом иллюстрирована. Похоже, что он первым клонировал данный рупор.
Пользователь форума audioportal Aurora сделал чуть изменённую сглаженную версию.
Вот что он пишет:
У меня получился HugeHorn потому что увеличил ширину (в моём случае высоту). Вертикальная установка в моём случае неудобна, а форму выдержал для более комфортного углового расположения.
Делал сам. В гараже. Долго, потому что я совсем не столяр. Дины сейчас стоят University C15W. Окончательный вывод сделаю когда поставлю 416-е Алтеки.
В итоге у меня вырисовывался вариант достаточно высокий вариант (два динамика друг над другом), зауженный сзади, чтоб с тоннелями иметь сверху форму шестиугольника и скошенным верхом - в общем без параллельных стенок вообще. Такой он
получался тоже сложным в изготовлении и занимающим примерно ту же площадь на полу, так что я выбрал рупор, придумав, как делать BigBarbarisHorn по частям (что несколько проще в домашних условиях).
В дальнейшем - просто делал. Было боязно, что не получится (и оттого я делал сначала один, а потом уже второй - два параллельно было бы проще почти в два раза), но не бросать же по дороге. Сделал конечно же.
Направление развития - "ставеньки" (см. справа) - когда-нибудь и может быть.
Первый рупор понравился, второй уже куда быстрее получился. И вот они стоят, нч играют, выше - 1А20 временно пристроены.
Про проблему в диапазоне 250-500 герц я был наслышан. Редкий рупорный драйвер играет хотя бы с 300 Гц. Мало того, что редкий, он ещё дорогой и очень тяжёлый (привет, почта и таможня!). Так что вариант с драйвером __как минимум__ откладывается - нужен рупор под динамик и я его буду делать, подразумевая, что __возможно__, у него будет "хвост" для драйвера. Когда-нибудь.
Да, почему именно рупор на СЧ? Да потому, что 105-108дБ хрен какой динамик даст, а если и даст, то кто мне его даст? Глушить же НЧ резистором - бред, а про трансформатор - я пошутил, честно-честно, не заставляйте меня это делать!
Итак, рупор пусть играет с 200-250 Гц, лучше с 200.
Из длины, ширины, высоты и частоты получилась достаточно высокая компрессия (маленькая дырка для динамика), к какой я и стремился - надо же НЧ догонять по чувствительности. Можно было бы сделать частоту пониже, тогда, конечно рупор бы был чуть длиннее или с меньшей компрессией, но и раньше бы начал резать высокие. Мне это бы отрезало вариант с широкополосником в нём. Его и так отрезало, но тогда я не знал о том.
Весь СЧ-рупор оказался наклонным по совокупности причин. Во-первых, колонка - высокая, а слушатель - нет, особенно в кресле. Во-вторых - корзина 12" динамика не может быть слишком низко - там магнит басовика. В третьих - чтоб на близкий потолок меньше сифонить да отражения плодить.
В одной плоскости стенки прямые, в другой - гнутые (можно, конечно, сразу в двух гнуть, но я не хочу стахановским способом самоубиться, я и так уже почти). Получилось, что гнутые (на самом деле - ступенчатые) - вертикальные. Половая щель (вертикальная) не получилась, получилась "китайская" - горизонтально.
При разборе вариантов хотел избежать случая, при котором гнутые плоскости сначала сходятся, а потом расходятся, кроме того - параллельных плоскостей и прочего некрасивого. Утоптал. Покрутил чертёж и так и сяк, надо делать. Сделал сразу два - по причинам технологического порядка - было очень много одинаковых деталей (и вообще много деталей). Естественно, они заработали как требовалось (там реально голая математика), но хотелось большего, да и эксперимент есть эксперимент!
Опробовал bauer wigo и 4а-32.
Звучит такая штука, кстати, достаточно приятно, а АЧХ напоминает "голос театра" (см. справа) - ниже рупорной полки - полка собственно динамика, но несколько послабее по отдаче. Хочу укротить провал - заполнением паразитной (возникающей из-за того, горло рупора меньше диффузора) паразитной предруПОРНОй камеры - получается сильно меньше, чем хочется.
4А32 пытается "петь" и выше рабочего диапазона рупора (на что и был расчёт) и ниже, что мешает стыковать с НЧ. Wigo - не лезет вниз вообще (полная добротность в два раза ниже, чем у 4А-32), что облегчает стыковку, а сверху имеет спад (там, где рупор перестаёт работать), тот подъём (обусловленной глубоким диффузором), который был без рупора, мало чего компенсирует - и это вполне (при добавлении пищалки) можно слушать, звучит комфортно, хотя и чуть глуховато! Пресловутая АЧХ в форме смайлика выходит или ближе к монотонно спадающей, если пищалку придавить.
Вытачиваю для wigo заполняющее тело, оно же предрупорная камера, оно же - driverboard из букового массива, ставлю на место, работает точно не хуже :-) а крепится лучше и ставится удобнее, ну и там по мелочи всякое типа прокладки по контуру динамика и удобных прижимов тоже хороши.
Начинаю эксперименты с тем, что получилось. С НЧ стыкуябельно (а у НЧ можно ещё в сторону ВЧ предрупорную камеру подзаполнить), выше уже хуже, хотя и это хуже в стиле "жемчуг мелок" - до полутора килогерц тянуть это значит стыковать на самым слышимом месте, а резать на ну например 700 (привет, JBL Everest, которые колонки, а не наушники) это ЖАЛКО! Ну и ВЧ (хоть от 700, хоть от 1500) надо куда-то ставить, выше (поверх СЧ, в геометрическом смысле) не хочется, так что скорее всего коаксиально, а это значит ковырять дырке в фонировке, что хочется делать в последнюю очередь, всё остальное - испробую раньше.
Отдельный вопрос - стыковка геометрическая. Когда между излучателями расстояния нет (до слушателя, например и от сч и от вч ровно по два метра), то и вопроса нет. Если же у нас полволны (и они на частоте раздела в противофазе включены), то на удвоенной частоте они будут в фазе (расстояние то же, в него короткая волна целиком укладывается), а раз включены электрически наизнанку, то акустически будут в противофазе и там провал. При разнице же в целую длину волны противофаза будет на половине и на полуторах(тут какая-то лингвистическая кака - не могу форму образовать) частоты раздела. Это уже может быть проблемой. Две волны - на 0,75 и на 1,25, три - на 0,83(3) и 1,2 соотвественно и чем болше волн, тем хуже.
При пяти волнах (а на 8 кц это всего 21 см.) плюс-минус 10% частота - уже в противофазе. И хрен каким фильтром это обрежешь! Ставил ВЧ на СЧ-рупор и двигал туда-сюда - волны-горбы АЧХ забавно гоняют туда-сюда (эксперимент делать только в безэховой камере или на открытом пространстве - в комнате заметно не будет!) При третьем порядке их меньше, при первом - больше, но они всё равно есть; можно найти положение, где они не особо страшные, но это то ещё шаманство и результат не особо гарантирован.
При небольшом (одна длина волны) расстоянии провалы даже могут помочь фильтрам. А можно вообще поставит драйвер сверху СЧ без какого-либо сдвига - будет некрасово (потому как центры не будут соответствовать никакому визуальному ориентиру вообще), но согласуется заведомо. И СВЧ (выше 6-8 кГц) сверху!
Отдельная тема - даже если резонанса у драйвера низкий (а его воздухом нагрузить - он снизится, никуда не денется), то для низких частот ему может не хватить смещения. Большим драйверам - хватает, но они дорогие, редкие и без экспериментов не ясно - как они на 200 Гц работают. Есть вариант включения двух (трёх, четырёх...) маленьких через переходник. Учитывая, что 1А20 доставаемы, а питерские подвижки на них достаточно мягкие, чтоб быть низкочастотными, то вполне себе вариант. Или слушать негромко :-)
Общим для всех вариантов будет кусок "хвоста" до размеров 2 на 2 дюйма (далее - переходники/скруглители и прочее драйверозависимое), то есть 5 на 5 сантиметров с 25*10 см, площадь должна быть уменьшена в 10 раз, это (очень) примерно 40 см, если экспонента, катеноида (а тут она будет к месту - см. "Трембита") - длиннее. Сегодня вечером делаю чертёж, завтра в Леруа-Мерлен за фанерой.